Понедельник, 10.12.2018, 17:33
Спускаясь с заоблачных высей
в приземистое бытиё,
хранил неразменные мысли
и красное имя своё.

Владимир
Калиниченко
Главная Регистрация Вход


* * *

  В первые имя Вильяма Шекспира появляется на слуху в 1593 году. Поэмы "Венера и Адонис” и "Обесчещенная Лукреция” с посвящением графу Генри Ризли Саутгемптону обращают на себя  внимание литературных кругов. В поэмах воспевается борьба духовной и  чувственной любви и прославляется торжество идеалов платонизма.
  Вот уж кем-кем, а монахом  Билл Шекспер не был – в актерской среде предпочитали плотские утехи. Смущает и  посвящение поэм. Придворная элита Англии – графы Бэкингем, Дарби, Монтгомери,  Оксфорд, Пембрук, Ретленд, Саутгемптон, Эссекс, баловни судьбы, обладатели  значительных родовых богатств, могли позволить себе увлечение театром, но едва  ли снизошли бы до открытой дружбы (а посвящение – свидетельство того) с  человеком "второго сорта” для высшего общества. Актеры как раз и попадали в  этот разряд. К тому же Уильям Шекспер не значился среди известных актеров. Как  сказали бы сейчас, мелкий театральный служащий, иногда выходивший на сцену в  эпизодах: "Кушать подано!”. Но – человек, всегда и во всем нацеленный на  деньги. Запомним это.
  Прожил традиционный  Великий Бард 52 года. В 1612 году совершенно необъяснимо покидает театр и  Лондон, возвращается в Стратфорд, и с этого времени не появляется больше ни  единого произведения под его именем. А ведь это – пора расцвета зрелости! Чтобы  активно и плодовито пишущий за четыре года ни разу не взялся за перо... А ведь  до этого за неполных 20 лет написно несколько поэм, 37 трагедий и комедий, 154  сонета –  "скорострельность” фантастическая  даже для гения!
  В эти же годы, помимо  службы в театре, он усиленно занимается торговлей, расширением своих владений в  родном городке. А дорога от Лондона в те времена занимала семь дней – в один  конец, между прочим.
  Вот хронология создания самых знаменитых и  значительных произведений Шекспира: "Ромео и Джульетта” – 1595 г., "Гамлет” –  1601 г.,  "Отелло” – 1604 г.,  "Король Лир" и "Макбет" – 1606 г., "Антоний и Клеопатра” –  1607 г., "Сонеты” опубликованы в 1609 г.
  По поводу последних прелюбопытнейшее замечание сделал  одни из ведущих отечественных шекспироведов А.Аникст: "Читая такие сонеты (76 –  96), невольно представляешь кружок поэтов в доме какаго-нибудь вельможи,  состязающихся в стихах и славящих знатного мецената”.
  И вот тут, кажется, в самый раз упомянуть: в числе  современников Великого Барда, возможно, скрывавшихся под единым псевдонимом,  называли и графа Оксфорда, и лорда-канцлера Френсиса Бэкона, и начальника  королевской разведки Френсиса Уолсингема, и близких к театру литераторов Грина,  Кида, Лиля, Марло и, наконец, Роджера Меннерса, графа Ретленда с женой  Елизаветой – дочерью великого поэта Англии Филипа Сидни. Эта примечательная  пара состояла в родстве с Пембруками и Эссексами и сама принадлежала к высшему  свету. В их замке Бельвуар собирался свой литературный кружок. Кто мог в него  входить? Попробуем представить, познакомившись поближе с хозяевами. Елизавета,  унаследовав талант отца, писала стихи, была блестяще образована. Сам Ретленд  имел степень магистра искусств Кембриджского и Оксфордского университетов,  учился и в Италии (в Падуе в списке иностранных студентов за 1595 год вместе с  ним записаны имена датчан Гильденстерна и Розенкранца – ну-ка, знатоки клуба  "Что? Где? Когда?”, припомните, в какой шекспировской пьесе появляются их однофамильцы).  Роджер знал греческий и латынь, говорил и читал на итальянском и французском.  Путешествовал по Европе, участвовал в морских и сухопутных сражениях. Ближайшим  его другом был граф Ризли Саутгемптон, тот самый, которому посвящены поэмы  "Венера и Адонис” и "Обесчещенная Лукреция”.
  Вряд ли компания даже именитых графоманов могла  соответствовать вкусу и требованиям хозяев, бесспорных лидеров поэтического  кружка Бельвуара. Интересна и такая деталь: все его члены давали клятву  молчания – по свидетельству современников "зловещую”.
  По гипотезе ученого секретаря Шекспировской комиссии  Академии наук России Ильи Гилилова, первое собрание сочинений Шекспира готовила  к изданию Мэри Сидни-Пембрук, тетка Елизаветы Сидни-Ретленд, имевшая репутацию  покровительницы литературы и немалую поэтическую славу.
  И последнее: Роджер и Елизавета состояли в фиктивном  браке, у них не было детей, отношения были чисто платоническими. Но о накале  страстей говорит бесстрастный факт: после смерти Ретленда 26 июля 1612 года,  через девять дней Елизавета приняла яд и ушла из жизни. Ей было всего 27 лет.
  Вспомним, после 1612 года Вильям Шекспир не написал и  не опубликовал ни одного произведения.
  Официально засвидетельствовано: до сих пор не  обнаружена ни одна рукопись, ни единая строчка хотя бы, написанная рукой гения.
  А вот британский эксперт-графолог Морин Уард-Гэнди  считает, что недавно найденная рукопись с описанием сцены, идентичной трагедии  "Генрих IV”, принадлежит перу Френсиса Бэкона. Лорд-канцлер и в историю вошел  прежде всего как писатель и философ.
  Русский профессор Пороховщиков обнаружил в архивах  замка Бельвуар стихотворные строки из "Двенадцатой ночи", написанные,  по его мнению, рукой Роджера Ретленда.
  Впрочем, давайте не забывать, то была эпоха великих  литературных мистификаций и не только в Англии. А потому, кто знает, какие  открытия и потрясения еще ждут вдумчивых читателей и неутомимых исследователей  не только зарубежной, но и отечественной словесности.
  Смерть Великого Барда в 1616 году прошла  незамеченной. Современники молчали. Умер просто "Джент. В.Шекспир",  как значится на надгробном памятнике и записано в книге мертвых апостольской  церкви св.Троицы в Стратфорде-на-Эйвоне.
Убежден, рано или поздно люди докопаютея до истоков  этой истории. Но главное неизбывно и непреходяще: все, что известно пока под  именем Шекспира, потрясает воображение – суть в данном случае уже не в имени.  Наверное, недаром фолиант "Мистера Уильяма Шекспира Комедии, Истории и  Трагедии”, изданный в 1623 году Эдуардом Блаунтом, стал книгой, знаменитой наравне  с Библией.

Категория: Проза (23.05.2013)
Просмотров: 669
Всего комментариев: 0
avatar
Поиск
Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Владимир Калиниченко © 2018